В вашем браузере отключен JavaScript!
JavaScript требуется для корректной работы сайта. Для комфортного просмотра сайта включите JavaScript в настройках браузера.
Русский English
Tvorchestvo cover.jpg

Максим Григоренко

Мы все живём какой-то своей жизнью, временами интересной, временами скучной. Общаемся с другими людьми, работаем, суетимся, отдыхаем. Делаем повседневные дела, делаем что-то особенное, ни на что не похожее. Смотрим, читаем, слушаем, чему-то учимся. Много ли в нашей жизни творчества? И нужно ли оно нам, а если нужно то зачем? Как творчество связано с наполненностью и глубиной нашей жизни? Может ли наше понимание творчества и занятия каким либо творческим трудом изменить нашу жизнь к лучшему? Давайте разберёмся в этом.

Что такое творчество?

Творчество -- это базовая потребность человека, которая делает человека человеком. На способности к творческому осмыслению и преображению окружающего мира основана разумность человека, именно способность к творчеству определила в далёком прошлом выживание нашего вида.

Творчество -- это умение комбинировать известные элементы окружающей реальности в новых, нестандартных сочетаниях, и получать результат, отличный от изветсного природного.

Творчество -- это создание субъективно нового, ценного в материальном или духовном плане для самоо творца или для других.

Творчество -- это способ деятельного познания мира и себя.

Творчество -- это инструмент преображения мира.

Творчество -- это способ поделиться информацией.

Творчество -- это способ присвоения себе окружающего мира.

Творчество -- это способ заявить о себе.

Творчество -- это всегда процесс деятельного взаимодействия человека с миром, так как в результате этого взаимодействия меняется и мир, и человек.

Я говорю о творчестве во всех областях человеческой жизни: постижении и преобразовании мира (науке, производстве и т.д.), искусстве, повседневной деятельности, взаимоотношениях людей друг с другом и окружающей действительностью.

Что мы можем назвать творчеством, а что – нет? Этот вопрос не имеет вполне определённого решения, каждый может дать на него свой собственный, на данный момент и в данных обстоятельствах правильный ответ.

Подумайте, можно ли назвать творчеством производство повторяющихся неоригинальных ценностей? Можно ли назвать творчеством процесс, результат которого легко повторить? Возможно, любая вещь, сделанная руками, будет нести на себе черты индивидуальности? Можно ли назвать творчеством процесс, в котором не было озарения, в котором работа была чисто рациональной, без вдохновения?

Как происходит творческий процесс?

Всё, что делает человек, так или иначе базируется на творческом процессе. Каждым своим действием человек преобразует окружающую действительность в большей или меньшей степени, с большей или меньшей осознанностью этого процесса, его причин и результатов. Творческий процесс обязательно предполагает выбор из некоторого количества известных возможностей или поиск новых, неизвестных человеку раньше, решений.

Этот процесс трудоёмок и требует большой вовлечённости и большого труда, поэтому в целях экономии ресурсов все повторяющиеся действия сознание "записывает" в виде коротких программ и запускает по необходимости минуя стадию осознанного принятия решений. В основном в течении дня человек совершает именно такие запрограммированные действия, принимая всего несколько осознанных решений, связанных со сложными, нестандартными задачами. Человеческое сознание таким образом очень экономичный и эффективный инструмент, основные ресурсы которого тратятся на те процессы, которые действительно важны для человека, максимально освобождая его от рутинных задач.

Что представляет собой творческий процесс? Из каких стадий он состоит? Ответ на этот вопрос очень точно сформулировал психолог Грэм Уоллес, выделив четыре стадии творческого мышления (это описание восходит к докладу А. Пуанкаре, сделаному в 1908 году):

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

(См.: Wallas. G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996; Пуанкаре А. Математическое творчество / Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.).

Как видим, тут идёт речь не о простом комбинировании известных фактов, а о поиске решения, активно задействующем подсознание. Здесь необходимо присутствует этап "переноса" задачи в подсознание, то есть чёткого формулирования задачи с последующим отвлечением от неё на уровне объективного сознания и ожиданием озарения.

Как это работает? Человеческое сознание оперирует ограниченным количеством информации, которая, во-первых, известна человеку, а во-вторых, допущена сознанием как относящаяся к конкретной задаче. То же относится и к способом комбинирования известных фактов. Безусловно, человек, который является специалистом в каком-то вопросе, оперирует намного большим количеством фактов и намного большими вариантами их комбинирования, нежели человек, для которого этот вопрос в новинку. Однако и для того, и для другого важны моменты озарения, потому что именно в них приходит самое красивое и эффективное решение задачи. Моменты, когда правильное решение приходит как бы само собой, иногда как нестандартный способ сочетания известых фактов, иногда как совершенно новое явление.

Такие моменты озарения -- результат работы подсознания, которое "знает", понимает, обрабатывает информации гораздо больше чем сознание. Этот результат должен пройти отделяющий подсознание от сознания критический барьер, будучи признан этим барьером интересным и полезным.

Роль критического барьера очень велика: если бы он не отделял подсознание от сознания, человеческое сознание утонуло бы в море информации: фактов из окружающего мира, памяти, моделей развития событий, и т.д., человек не смог бы действовать. Степень проницаемости барьера у разных людей разная, и во многом она зависит от привитого человеку уровня стереотипности мышления: большинство людей отвергают идеи по принципу "этого не может быть, потому то не может быть никогда" ещё в момент оценки идеи его внутренним цензором, т.е. эти идеи даже не достигают сознания человека.

К счастью, толерантность критического барьера может изменяться. Его можно "научить" пропускать перспективные идеи и решения. Такая работа обучения критического барьера очень полезна. Таким образом мы подходим к теме развития креативности -- способности, необходимой для творческого процесса.

Психологический словарь креативность определяет следующим образом: “Креативность (от лат. creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения”. (Психологический словарь. http://psi.webzone.ru/st/050200.htm)

Креативность, творческая одарённость, – способность изначально заложенная, у кого-то её очень мало, у кого-то много. Однако большинства людей креативные способности есть в достаточном количестве, и их можно и нужно развивать. Для этого существует масса способов и методик, общим для них является то, что они используют как правило, многоуровневые творческие задачи, предполагающие множество вариантов решений. И очень интересным и эффективным способом развития креативности может быть занятие каким либо искусством, позволяющим максимально задействовть интуицию и подсознание в творческом процессе.

Зачем нужно заниматься творчеством?

Итак, разобравшись в общих чертах в том, что такое творчество и что представляет из себя творческий процесс, зададимся вопросом, а зачем, собственно, человеку заниматься каким либо творчеством?

Самое главное -- это развитие креативности -- умения ставить задачи, отделять имеющуюся информацию от той, которую надо получить, определять способы решения задачи, расширять способности комбинирования вариантов и поиска нестандартных решений, а также развитие умения переносить задачу в область бессознательного и получать обработанный ответ.

Очень важно помнить, что всё в человеке развивается по одному и тому же принципу: используемый орган (умение, способность) развивается, неиспользуемый атрофируется. Всё в человеке взаимосвязано: научившись комбинировать элементы в одной какой-то области, скажем, в области фотографии, человек легко научится и решать аналогичные задачи в какой-либо другой области, с фотографией никак не связанной, например, в области психологии.

Таким образом, человек активно развивает свой инструмент познания мира -- разум, -- во всех его аспектах: сознательном и бессознательном, и механизм эффективного взаимодействия между этими аспектими.

Благодаря творчеству человек получает мощный инструмент познания себя и окружающего мира, так как комбинируя разные элементы действительности разными способами и создавая новое, он узнаёт устройство мироздания. Ставя себе разные задачи, он узнаёт свои способности. В мире не может быть создано ничего, что не предполагалось бы в нём в потенции, что противоречило бы действующим в нём законам, следовательно всё, что создаётся человеком нового, открывает для него законы, по которым это новое может существовать и взаимодействовать с другими элементами мира. Это одинаково относится и к законам, управляющим Вселеной, и к законам, действующим в человеке. А так как всё в мире взаимосвязано, создавая что-то во внешнем мире, человек может открывать что-то в себе, а развивая какие-либо свои способности (создавая себя) узнавать что-то о внешнем мире.

Познавая что-то, человек как бы присваивает себе это, получает власть над этой частью мира. Создавая что-то, он присваивает себе часть мира через то новое, что он создал. В особенной степени это свойственно искусству. Таким образом через творчесво человек распространяет свою власть на познанные аспекты себя и мира, становясь хозяином своей жизни.

Познав и получив власть, человек получает возможность изменить себя и мир вокруг себя, сделав его лучше.

Благодаря творчеству человек может поделиться своим субъективным опытом, опытом преодоления своих чудовищ, опытом познания, опытом созидания, опытом ошибок и т.д. через искусство, научные труды и другие продукты творческой деятельности.

И конечно же, творчество -- это способ взаимодействия с миром, благодаря которому происходит алхимический процесс изменения как мира, так и человека.

Ну и кроме того, творчество, создание нового, доставляет любому человеку удовольствие. Согласитесь, это сильная мотивация!

Если если результат творческого труда нужен и полезен другим людям – это замечательно! Это делает нашу жизнь лучше. Но даже если он не представляет большой ценности для окружающих, он представляет большую ценность для самого творца, ведь таким образом человек развивается, становится более гармоничной и многогранной личностью.